Veil_M (veil_m) wrote,
Veil_M
veil_m

Categories:

Китайская двухсторонняя вышивка шелком

Китайская цивилизация подарила миру множество уникальных открытий.
Изящная фарфоровая посуда, зеленый чай и шелк давно уже стали своеобразной визитной карточкой Китая. Резьба по камню и дереву, изготовление вырезок из бумаги, живопись и каллиграфия – это лишь немногая часть из того, чем по праву может гордиться Китай.
Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, который заслуживает особенного внимания.

97834608_2




Suchzhouskaya-vyishivka.-Masteritsa-za-rabotoy

Согласно записям из книги исторических документов «Шуцзин», более 4 тыс. лет назад вышло постановление, в котором говорилось о том, чтобы официальная парадная одежда была украшена нарисованными цветами и вышивкой. В литературных произведениях эпохи Западная Чжоу встречаются слова – «вышивка и живопись неразрывны». Самые древние вышивки, дошедшие до наших дней – это изделия эпохи Воюющих царств (475-221 г. до н.э), которые выполнены в виде орнаментов с драконами и фениксами.

Особая гордость китайских мастериц - это вышивка по шелку. В Древнем Китае всех девочек, вне зависимости от их сословной принадлежности, обучали вышиванию. Художественная вышивка делалась на одежде, обуви, сумочках, веерах и других предметах.
Самой известной считается Сучжоуская вышивка, она выполняется на шелковой ткани шелковыми нитями. Невероятно живые картины, выполнены техникой двусторонней вышивки, когда лицевая и изнаночная стороны идентичны.

Первая вышивальная мастерская была открыта императорским двором во времена династии Сун (960-1279 гг.). И с тех самых пор искусство вышивания в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Унаследовав лучшие традиции, и постоянно вбирая в себя все новое, вышивка становится все более популярной в народе.

Название вышивки – «сюйхуа», т.е. живопись иглой, образно отражает ее характер. С помощью иголки и ниток китайские рукодельницы создают прекрасные узоры. В Китае сохранилось несколько десятков традиционных приемов вышивки. Делятся они главным образом на «обыкновенные швы» (гладь, комбинированный, узловатый шов и др.) и «специальные швы», при котором в зависимости от изображаемых предметов применяются различные способы вышивки.
Как утверждают китайские мастера, чтобы получить наилучший эффект изделия, необходимо учитывать распределение и направление стежков, так как это играет важную роль для передачи формы, объема и тени. Расстановку швов в вышивании называют «фактурой». Если фактура подобрана удачно, то эффект вышитого изображения может превзойти эскиз к рисунку. Чтобы по завершению работы получить красивое художественное изделие, огромное значение имеет правильный выбор материала для основы. Обычно для нее служат тонкий шелк, атлас и др.
Среди китайских вышивок наиболее известными являются сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Их еще называют «четыре знаменитые вышивки» Китая. Кроме них так же известны пекинская, фуцзянская, шанхайская, чжэцзянская вышивки, а так же пестрые вышивки национальных меньшинств Китая.

100463455_large_vuy_30
100463440_large_vuy_17
100463430_large_vuy_7
100463441_large_vuy_18
100463437_large_vuy_14
100463435_large_vuy_12
100463452_large_vuy_28
100463424_large_vuy_3
100463470_large_vuy_44
100463456_large_vuy_31
100463464_large_vuy_39
100463423_large_vuy_2
100463433_large_vuy_10
100463460_large_vuy_35

100463451_large_vuy_27
100463428_large_vuy_5
100463422_large_vuy_1
100463434_large_vuy_11
100463453_large_vuy_29
picture
100463431_large_vuy_8
100463444_large_vuy_21
100463436_large_vuy_13
100463442_large_vuy_19
100463443_large_vuy_20
100463447_large_vuy_23
100463449_large_vuy_25
100463427_large_vuy_4
100463450_large_vuy_26
100463462_large_vuy_37
100463439_large_vuy_16
100463459_large_vuy_34
100463458_large_vuy_33
100463448_large_vuy_24


Сучжоуская вышивка отличается тонкой техникой исполнения, ровными гладкими стежками, изящностью и богатой палитрой красок. Некоторые изделия выполняются несколькими приемами вышивки с использованием ниток более сто цветов. Чтобы правильно отобразить тонкие линии и переходы, например, крылышки цикады, хвосты и плавники золотых рыбок, по мере перехода тонов нитки подбираются все тоньше и тоньше.

Все девушки в городе Сучжоу умеют вышивать шелком. Но лишь единицы из них выдерживают жесткий конкурсный отбор в известный на весь Китай Институт шелковой вышивки. Девушка должна уметь рисовать, обладать превосходным вкусом, чувством цвета, знать китайское и мировое искусство, уметь делать много других, чисто профессиональных вещей. Работать на государственной фабрике Сучжоу большая честь для каждой вышивальщицы. В 2006 г. на ней работало 100 вышивальщиц и 1 вышивальщик-мужчина. Это стабильная работа, которая финансируется государством. Здесь создаются самые настоящие произведения искусства.
На создание маленькой картины уходит в среднем три месяца. Картины, вышитые на фабрике, не продаются, так как вышиваются только по госзаказу. Все картины этой фабрики являются собственностью государства и преподносятся в дар государственным деятелям всего мира.
В музее Востока в Москве хранится три картины, вышитые мастерами фабрики Сучжоу. Одна из них была преподнесена И.Сталину. В экспозицию входят уникальные двусторонние вышивки (ширмы), а также картины, выполненные в технике плоских и крестовых стежков шелком. В работе используются только шёлковые нити.

В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах — до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину. Вышивальщица и красильщик зачастую работают в паре для того, чтобы добиться максимально необходимого оттенка. В работах учениц вышивка занимает все полотно.
Высшей степенью мастерства и отличительной чертой мастера является наличие в работе свободного от вышивки пространства. Примерами таких работ, представленных на выставке, могут послужить вышивки «Пагода и лес» (Чэнь Мэйцзюань, техника ровного вышивания), «Гонки» (Ши Бэй, техника разного вышивания) и «Весна в городе Сучжоу» (Хэ Вэньчжэнь, техника специального разного вышивания).
Китайская вышивка требует поистине громадного терпения и мастерства.


Хунаньская вышивка стилистически близка к китайской национальной живописи и отличается четкостью линий и яркой расцветкой.


Гуандунская вышивка включает главным образом вышивки шерстяными, хлопчатобумажными, а также шерстяными и серебряными нитками. Она славится насыщенностью композиции и яркой контрастностью красок.


Сычуаньская вышивка – это короткие и изящные стежки, очень ровно положенные в основу.
Продукция народной вышивки стала более разнообразной: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д.


В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы.

Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный "реалистичной вышивкой".
"Реалистичная вышивка" Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом.
Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу.

1253467148_arabskij-skakun

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название "произвольный стежок", был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Ян Шоуюй с детства любила рисовать и училась этому у своего двоюродного брата Лю Хайсу, который был известным художником и пользовался большой популярностью не только в Китае, но и за рубежом. Позже Ян Шоуюй начала учиться вышиванию и достигла в это большого мастерства.
Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях - расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу. В вышивках стилем «произвольный стежок» за основу берется эскиз или набросок на холсте. Выработана даже специальная теория использования цвета и тени. В лучших работах сочетаются особый колорит и своеобразие восточных вышивок и изысканностью западной живописи.
Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки.











Источники текста:
http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/219/
http://russian.cri.cn/941/2010/05/21/1s338735.htm
Tags: Китайская вышивка шелком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment